СОУТ

   Термин «услуги в области охраны труда» впервые появился в трудовом законодательстве 10 лет назад с введением в действие Трудового кодекса Российской Федерации. В статье 217 было определено, что «При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор аутсорсинга со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда». При этом никаких требований к таким организациям не устанавливалось, перечень услуг в области охраны труда не был определен и довольно долго работодатель, приглашая ту или иную организацию для выполнения функций службы охраны труда или для проведения инструментальных измерений опасных и вредных производственных факторов при специальной оценке условий труда действовал, что называется, на свой страх и риск, не имея гарантий качества и соответствия предлагаемых услуг нормативным требованиям.

   Изменения статьи 217, внесенные Федеральным законом от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ возложили на Минздравсоцразвития России аккредитацию таких организаций: «Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда». И, наконец, приказом Минздравсоцразвития РФ от 1 апреля 2010 года № 205н (ред. от 22.11.2011) утверждены Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.

   Сама процедура аккредитации заработала в полном объеме с 1 декабря 2010 года, именно с этой даты оказание услуг организациями, не прошедшими аккредитацию, не допускается. Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 238-ФЗ в Трудовом кодексе Российской Федерации уточнены полномочия Минздравсоцразвития России по утверждению правил аккредитации. Как только эти изменения будут внесены в правила аккредитации, правовая база аккредитации будет сформирована, но уже сегодня можно подвести предварительные итоги формирования регулируемого рынка оказания услуг в области охраны труда и дать работодателям рекомендации.

   Работодателям аккредитация, несомненно, выгодна. Как известно, Трудовой кодекс Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагает на работодателя. Двадцать две обязанности подробно перечислены в статье 212. Работодатель обязан обеспечить обучение работников, провести измерения опасных и вредных факторов на каждом рабочем месте, выдать работникам соответствующую спецодежду, иметь на предприятии полный комплект нормативных документов по охране труда, создать собственную службу охраны труда или заключить соответствующий договор со специализированными организациями и многие, многие другие обязанности.

   Понятно, что работодатели, особенно из сферы малого бизнеса, остро нуждаются в профессиональной помощи. Важность развития системы оказания услуг в сфере охраны труда многократно возрастает на современном этапе в процессе реформирования существующей системы управления охраной труда. В первую очередь это связано с переходом на новые принципы предоставления компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда. От того насколько быстро и правильно эти нововведения будут доведены через систему обучения охране труда до работодателя и работника, насколько качественно будет проведена специальная оценка условий труда будет зависеть — получит или нет работник соответствующие компенсации. Такое изменение принципов предоставления компенсаций предъявляет особые требования к аттестующим организациям, непосредственно причастных к формированию расчетной базы для установления компенсаций, формализованной в виде результатов специальной оценки, к учебным центрам, формирующим мировоззрение работников и работодателей по этому вопросу. Недостоверность результатов оценки, полученная из-за некомпетентности специалистов, слабой технической оснащенности лабораторий, а зачастую и из-за откровенной «халтуры» их проведения, «рисования» нужных заинтересованным сторонам результатов, могут привести к взрывной волне социальных конфликтов в сфере трудовых отношений. К выбору организации, оказывающей услуги в области охраны труда, необходимо подойти крайне ответственно.

   Аккредитация организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, позволит работодателю быть гораздо более уверенным в качестве оказываемых услуг. Гарантии качества предлагаемых услуг должны повыситься при планируемом изменении правил аккредитации и включение в них требований аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядка проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядка приостановления или отзыва аккредитации.

   Для документального подтверждения аккредитации на право оказывать услуги в области охраны труда организация предъявляет работодателю уведомление (копию уведомления) о включении в Реестр, подписанное заместителем министра Минздравсоцразвития России или работодатель может самостоятельно на официальном сайте Минздравсоцразвития России (http://rao.rosminzdrav.ru/) изучить актуализированную версию Реестра. Обратите внимание: реестр федеральный. Ни субъект Российской Федерации, ни отраслевое министерство или ведомства не вправе вводить никаких ограничений на работу организации. Можете выбрать любую организацию из всего реестра, независимо от местонахождения. Советую обратить особое внимание на столбец Реестра «Дата исключения из Реестра», чтобы убедиться, что организация, предлагающая услуги, продолжает находиться в Реестре. К сегодняшнему дню уже ряд организаций из Реестра исключены.

   Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю. Поэтому аттестующие организации, которые зависят от работодателя, т.е. работодатель способен оказывать влияние на их деятельность, нельзя привлекать к специальной оценке условий труда такого работодателя, даже несмотря на их присутствие в реестре. Нельзя также использовать для целей специальной оценки результаты измерений и оценок вредных производственных факторов, выполненных собственными лабораториями работодателя, лабораториями Роспотребнадзора и других организаций, не имеющих статуса аттестующих.

   Дополнительной гарантией для работодателя качества предоставляемых услуг является членство организации, оказывающей услуги, в саморегулируемой организации. Члены саморегулируемой организации добровольно выполняют повышенные требования к качеству своих услуг, за их работой установлен дополнительный контроль, их ответственность перед потребителями услуг застрахована. Например, саморегулируемая организация Некоммерческое Партнерство «Национальное общество аудиторов трудовой сферы» первый страховой полис год назад заключила с размером страховой суммы сто тысяч рублей. Но уже в этом году сумма ответственности каждого члена увеличена до одного миллиона рублей, и это при требовании законодательства 30 тысяч рублей.

   Для того, чтобы убедиться в надежности организации, оказывающей услуги, и качестве ее работы работодатель может дополнительно запросить сведения об этой организации, содержащиеся в реестре саморегулируемой организации; информацию о принятых саморегулируемой организацией стандартах и правилах предпринимательской деятельности по оказанию услуг в области охраны труда и результатах контроля за их соблюдением; информацию о принятых саморегулируемой организацией способах обеспечения дополнительной имущественной ответственности организации перед потребителями; сведения о примененных саморегулируемой организацией мерах дисциплинарного воздействия в отношении организации, предусмотренных Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» и внутренними документами саморегулируемой организации. Да и выбор таких организаций более чем достаточен. Сегодня НП «Национальное общество аудиторов трудовой сферы» объединяет на принципах саморегулирования более 200 специализированных лабораторий и организаций, учебных центров и центров охраны труда, оказывающих услуги в сфере охраны труда, из 56 субъектов Российской Федерации.

   Несомненно, очень важно для работодателя получить не только качественные услуги, но и за приемлемую цену. К сожалению, естественное желание сэкономить, на практике приводит не к экономии, а фактически к выбрасыванию средств. Ведь даже очень наивный человек не надеется найти мясо в сосисках или пельменях за 50 рублей за килограмм. В то же время почему-то полагает, что за 500 рублей за специальную оценку условий труда к нему приедут квалифицированные специалисты, на подготовку и переподготовку которых затрачены серьезные средства, проведут санитарно-гигиеническую оценку условий труда с проведением комплекса измерений, используя дорогостоящие приборы, которые необходимо регулярно поверять, оценят травмоопасность оборудования, инструментов, дополнительно изучив для этого горы нормативных правовых актов, оценят обеспеченность средствами индивидуальной защиты, разберутся по существу, а не под копирку, со всеми видами компенсаций, учитывая при этом особенности предприятия и проводимых работ, определят возможность работать женщинам и подросткам, перерывы, медосмотры.

   Понятно, что работодатель в большинстве своем не имеет возможности адекватно оценить реальную стоимость проведения специальной оценки условий труда и предлагает стоимость «с потолка» либо по договоренности с предполагаемым исполнителем работы. Поймите, уважаемые работодатели, ну не может стоить специальная оценка одного рабочего места ниже 2-3 тысяч рублей, а на сложных рабочих местах грамотная оценка условий труда обойдется еще дороже. Снижение цены специальной оценки ниже экономически обоснованной приводит к тому, что уже на стадии проведения тендеров закладывается проведение специальной оценки условий труда по «упрощенной схеме», не отвечающей установленным требованиям (отказ от измерений производственных факторов или «бумажное» измерение, оценка травмоопасности и обеспеченности СИЗ «под копирку», без обследования и другие упрощения). Результатом такой «оценки» являются формально написанные документы, не отражающие реального положения дел.

                                                                                                                             В.В. Савинов, исполнительный директор СРО НП «Национальное общество аудиторов трудовой сферы»

© 2018 Специальная оценка условий труда 8(3902)34-16-40 ·  проведение специальной оценки условий труда - организации проводящие СОУТ - стоимость цена - Дизайн: Волшебник Гудвин